Планета Страха. Отражение Души (Spore: GA)


Планета страха

Девятая серия шестого сезона мультсериала South Park посвящена тому, как Джордж Лукас и Стивен Спилберг взялись переделывать собственные классические ленты, чтобы подтянуть их до современных технологических стандартов, а заодно совершили ряд сомнительных нововведений: так, в переработанной версии «Спасти рядового Райана» слово «нацист» сменили на «человек с другими политическими взглядами», а все ружья были заменены на рации. Результат получился плачевным: на премьере «улучшенной» версии фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» все зрители были уничтожены лучами смерти, которые внезапно начали исходить из экрана.

E.T.
Чтобы понять всю глубину нашего ужаса необходимо знать, о какой игре идет речь. С момента своего основания в 1994 году бренд Х-СОМ прошел через столько страданий и надругательств, что будь он 17-летним подростком —наверняка жил бы беспризорником на улице и промышлял мелким разбоем (тяжелое детство, сами понимаете).

Оригинальная Х-СОМ: UFO Defense была без преувеличения гениальной тактической стратегией про нашествие инопланетян, в которой имелось все: строительство баз, исследования, аутопсия инопланетян и даже ролевой элемент (нанятые бойцы росли в званиях и характеристиках соответственно успехам на поле брани). Но главное —там были потрясающие тактические миссии: с разрушаемым (дада!) окружением, с многоуровневыми локациями, с возможностью применения танков. Солдаты умели приседать, вести прицельный или беглый огонь по врагу, а в качестве финального аргумента могли швырнуть противнику в лицо собственную винтовку —все это, между прочим, за год до Jagged Alliance. Ближе к середине в игре появлялись задания по освобождению городов от захватчиков, а в последнем задании разработчики предлагали перейти в контрнаступление и отправиться с карательной миссией на Марс.
На протяжении последующих четырех лет все вроде бы было хорошо: вышел сик-вел (под водой), триквел (в реальном времени). А затем начались неприятности. Вскоре после выхода срамного космического симулятора Х-СОМ: Interceptor компанию-издателя Microprose с потрохами купили люди из Hasbro, которые три года спустя выпустили не менее срамной Х-СОМ: Enforcer, на котором официальная история серии и закончилась. Единственная попытка полноценного возрождения —игра The Dreamland Chronicles: Freedom Ridge от Mythos Games, авторов оригинального Х-СОМ, —была отменена при довольно странных обстоятельствах.
Мертворожденную игру в итоге перепоручили чешским штрейкбрехерам и кое-как реанимировали в 2003-м —проект сменил название на UFO: Aftermath и дал начало новой линейке игр, которые копировали все формальные признаки серии, но вызывали много неудобных вопросов к качеству исполнения. В 2007-м прервалась и эта побочная ветвь, зато примерно в это же время стало известно, что права на бренд Х-СОМ заполучили 2К Games, после чего у фанатов серии появилась робкая надежда на ее возрождение.

Американские граффити

И вот буквально полтора месяца назад выяснилось, что эта самая надежда представляет собой шутер с гаджетами и фэбээровцами на подхвате, создаваемый силами авторов BioShock 2. Такой поворот событий можно в лучшем случае назвать неожиданным, поэтому первым вопросом, который мы задали разработчикам, был такой: «А что же, собственно, останется от прежнего Х-СОМ в вашей игре?»
Свой ответ 2К Marin начали неожиданно: «В основе Х-СОМ всегда лежала история об ужасе и отчаянии людей, которые подверглись нападению таинственного агрессора. На наш взгляд, нам удалось передать это гнетущее ощущение». Трудно с этим поспорить: как правило, миссии в UFO Defense начинались на десантном корабле, прибывшем на место посадки очередной летающей тарелки. Вокруг —никого, мертвая тишина. Но игрок всегда знал: где-то за углом (в темном кукурузном поле, в амбаре с зерном, на втором этаже вон того подозрительного здания) скрываются враги. Их не видно, но их почти наверняка много, они знают о нашем присутствии и откроют огонь, стоит нам высунуть нос из корабля. Они могут подкрасться С ЛЮбОЙ стороны, могут прихлопнуть героев, когда они будут входить в неосвещенную комнату, могут снайперскими выстрелами уложить полкоманды еще на трапе... Это была по-настоящему жуткая игра.
Примерно такие же эмоции надеются вызвать у нас 2К Marin. Вот только декорации у них будут совсем другие: чтобы подчеркнуть, как трагически быстро может быть разрушен привычный человеческий уклад жизни, разработчики выбрали в качестве временного периода для ХСОМ (новая игра избавилась от дефиса в названии) американские пятидесятые. Этот сеттинг кажется, не нуждается в представлении: см. Fallout, сериал Mad Men и, конечно, BioShock.
Памятуя об ужасах двух мировых войн, представители зарождающегося общества потребления стремились как можно надежнее обустроить собственный быт и обзавестись формальными признаками благополучия. Каждый американец имел право на гамбургер, бутылку кока-колы, супругу и дом в пригороде с гаражом на две машины. Эти люди сумели построить для себя маленький мирок, в котором было очень уютно —и тем более драматическим, по мнению разработчиков, будет его неожиданный и стремительный коллапс в ХСОМ.

...и последний Крестовый поход
И знаете, этот прием может сработать: все мы помним, как печально выглядели осколки идеальной жизни посреди ядерной пустыни в Fallout. А 2К Marin, похоже, собираются выступить в схожем ключе: опустевшие пряничные городки, аккуратные улицы, на которых еще несколько дней назад играли дети, комфортно обустроенные задние дворы и дома, в которых затаилось нечто кошмарное.
Главный герой ХСОМ —сотрудник ФБР по имени Уильям Картер. Еще недавно он, вместе со своим армейским другом Чарльзом Киники, строил успешную карьеру в органах, но потерпел сокрушительный провал во время очередного задания особой важности. В качестве дисциплинарного взыскания обоим агентам поручили расследование смехотворного вроде бы дела, расследуя которое герои обнаружили неизвестный артефакт («Энигму»), судя по всему как-то связанный с нашествием пришельцев.
Еще одно значимое сходство с оригинальной игрой —структура повествования. Как и в Х-СОМ образца 90-х, у нас будет собственная база и полный набор техобслуги: ученые, техники и прочий обслуживающий персонал. В начале игры будут доступны только традиционные виды оружия, но по мере того, как мы будем собирать новые образцы инопланетных тканей и технологий, специалисты смогут разработать все более продвинутые и причудливые виды гаджетов.
А они, гаджеты, очень пригодятся: еще одна фирменная особенность прежнего Х-СОМ —необходимость изучать собственных врагов, узнавать их повадки и возможности. Сражаясь с пришельцами и регулярно поставляя ученым их трупы и образцы техники, мы выясняли все новые подробности о загадочной цивилизации и составляли «Уфопедию» таким образом, к концу игры неизвестный враг становился вполне понятным и уязвимым. Примерно то же самое будет в ХСОМ —для этого разработчики заимствуют систему фотосъемки из BioShock. Ну и конечно, каждую локацию предлагается обыскивать на предмет новых артефактов.
Изучать, как обещается, будет кого: пока 2К Marin рассказали всего о двух типах врагов, и поверьте —таких мерзавцев в других видеоиграх вряд ли можно встретить. Так, монстр по имени «пузырь»: зловещая черная сфера, наделенная примитивным (примитивным ли?) сознанием и способная передвигаться по стенам и потолку. Обычное оружие против него малоэффективно: от выстрела пузырь разлетается на куски и тут же собирается из них вновь, словно ртуть. Второй противник, о котором нам удалось узнать, называется «титан»: о его свойствах разработчики пока предпочитают умалчивать, но учтите —скорее всего, распадающиеся на молекулы люди, которых разработчики изображают на концепт-артах, —его рук дело.

Вообще, игра находится на ранней стадии разработки, поэтому новую информацию авторы выдают буквально по крупицам, объясняя,что они еще, мол, сами не решили, какие из идей попадут в финальную версию.
А вопросов у нас возникло очень много. Например, известно, что на каждой миссии игрока будут сопровождать сотрудники ФБР. Можно ли будет отдавать им приказы и вообще как-то тактически руководить операцией? «Пока не знаем». Нам сообщили, что у игрока, как правило, есть выбор, в какую локацию отправиться, —причем выбор этот взаимоисключающий. Значит ли это, что и развитие наших технологий будет нелинейным? «Пока не скажем». А какие у вас будут гаджеты? «Мы еще не решили, ждите ЕЗ, а пока вот посмотрите на наш чудо-компас, улучшенный при помощи инопланетной материи». Что ж, и на этом спасибо.
Одно ясно наверняка: 2К Games явно не намерены возрождать Х-СОМ в его первозданном виде, по крайней мере пока. Это немного грустно, но не отчаивайтесь. Шутеры 2К Marin делать уж точно умеют, а кроме того, они обещают бережно сохранить базовые принципы серии: атмосферу ужаса-из-космоса-которого-пока-не-видно-но-он-уже-близко, возможность планировать операции, развивать технологии и постепенно, шаг за шагом, узнавать своих врагов, учиться побеждать их. Так что пока все вроде бы в порядке —главное, чтобы разработчики в какой-то момент не решили заменить все оружие в игре на рации.